Частный самолет: производственная потребность или не окупаемая игрушка?

Частный самолет: производственная потребность или не окупаемая игрушка?

Захлестнувшая США и Европу мода на частные вертолеты и самолеты докатилась и до Российской Федерации. По некоторым данным за последний десяток лет здесь было зарегистрировано более четырех тысяч частных вертолетов и самолетов.

В рейтинге продаж России лидируют очень дорогие самолеты самых престижных марок, что противоречит мировой тенденции. К примеру, в Западной Европе, люди предпочитают летать самолетами среднего класса. А во всех развитых странах ценовое соотношение летной техники таково: 70% рынка занимают самолеты стоимостью до 20 млн. дол, а 30% - свыше 20 млн. дол. В России же VIP чартер заказывают гораздо чаще, а статистические данные здесь полностью противоположные: стоимость 70% самолетов превышает 20 млн. дол.

К самым покупаемым в России самолетам относятся американские марки Cirrus, цена которых 500 тыс. дол, и Cessna, стоимостью от 100 тыс. дол. Самолеты чешского производства, к примеру, двухместные Koala, Lambada и Evrofoks, можно купить совсем дешево - от 40 тыс. дол. Но это очень легкие аппараты, годящиеся только для обучения, так как они не могут погрузить на борт много пассажиров и топлива. Арендовать самолет чешской марки при сильных порывах ветра опасно для любых целей.

К самолетам более высокого класса относятся турбовинтовые модели. В отличие от поршневых они надежнее в эксплуатации, экономичнее по расходу топлива, гораздо быстрее по скорости, но и дороже по цене. Турбовинтовые самолеты способны летать на высоте более пяти тысяч метров. При этом стоимость швейцарского Pilatus или франко-германского Socata составляет 1,5-2 млн. дол.

Летная техника должна постоянно эксплуатироваться, ведь это не автомобиль, который можно держать на даче и использовать для воскресных выездов. При этом месячное содержание летающего самолета очень дорогостоящее. В среднем оно обходится 1-1,5 тыс. дол. Вертолеты и самолеты нуждаются в регулярном техническом обслуживании, диспетчерской службе и благоприятных условиях для взлета, что в комплексе возможно только на аэродроме.

Большинство владельцев авиатехники арендуют стоянку в аэроклубе, чаще всего являясь его членами. При этом собственники летают бесплатно, но платят за обслуживание и стоянку, а клуб в свою очередь платит им за использование их самолетов. Заказ частного самолета обходится в среднем 100-500 дол за час, в зависимости от его модели. Но это все равно выгодней, чем покупать персональный самолет, ведь, по мнению экспертов, эта дорогая игрушка никогда не окупится.

Особое место в частном воздушном флоте занимают корпоративные самолеты. Потребность в их приобретении возникает тогда, когда годовой оборот компании переваливает 200 млн. дол. Тут срабатывает универсальный принцип. Для заработка на современных глобальных рынках, предприятие должно вести международные деловые контакты с определенной интенсивностью, при которой потребность в перелетах возникает как минимум один раз в неделю. Итого, получается минимум 200 часов полетов за год. Некоторые летают даже более 600 часов. А при такой частоте полетов на регулярных авиалиниях руководитель вряд ли сможет сохранить работоспособность.