Коммерческая недвижимость – обзор рынка

Коммерческая недвижимость – обзор рынка

Любые, жилые и не жилые, помещения, здания, сооружения, земельные участки, которые приносят их владельцам какую-либо прибыль, являются коммерческой недвижимостью. Сюда относятся торговые площади, офисы организаций, развлекательные комплексы и т.д.

Экономический кризис, коснувшийся практически всех сфер бизнеса, в немалой степени затронул рынок коммерческой недвижимости. За прошедший год стоимость аренды недвижимости упала на 30-35%. Несмотря на это аренда коммерческой недвижимости, как пассивный вид бизнеса, становится всё более привлекательным для собственников недвижимости различного уровня. Поэтому, этот сегмент рынка не только начал первым восстанавливаться, но и стал активно расширяться.

Пик снижения ставок на арендуемую недвижимость пришёлся на первую половину прошедшего года. Во втором полугодии ситуация на рынке более-менее выровнялась. Но не все согласны с этим. Как заявил один из экспертов рынка недвижимости, коммерческая аренда стабилизировалась только в крупных городах с наиболее развитой торговой инфраструктурой. В других же, арендаторы всё также обращаются к владельцам недвижимости с просьбами о снижении арендной платы.

В конце прошедшего года даже наблюдался рост ставок на 10-15% в ряде крупных городов, являющимися узловыми торгово-промышленными центрами. Объясняется это разными причинами. Например, предприниматели, расширяющие свой бизнес, заметив, что аренда от собственника стабилизировалась, поспешили взять в аренду новые площади, тем самым подняв цену за аренду.

Зачастую, основную часть торговых помещений арендует какая-либо крупная торговая организация. И если у этой компании, притягивающей основной поток потребителей, возникают проблемы или же у покупателей сложилось отрицательное мнение о ней, то это повлечёт значительное снижение объема продаж. В свою очередь это негативно скажется на торговле небольших предприятий, арендующих площадь у компании.

Сегодня практикуется способ начисления арендной оплаты с оборота товаров и капитала арендатора, что даёт возможность регулировать стоимость аренды. Но не везде может использоваться такой метод. Например, выгода от такого способа начисления арендной платы может быть у новых торгово-развлекательных комплексов, чтобы привлечь арендаторов для заполнения площадей.

Но всё же чаще используется арендас фиксированным минимумом арендной ставки и процентом с товарооборота. Это зависит от того, что торговые комплексы строятся в кредит с высоким процентом по выплате, и их владельцы не могут полностью полагаться на оборот товаров арендаторов.